На винных этикетках может быть изображено все что угодно — от любимой собаки винодела (Carivintas) до фото Мэрилин Монро (Marilynwines) или коллекции художественных работ. Например, этикетки для Chateau Mouton Rothschild уже более семидесяти лет создают знаменитые художники, среди которых были даже Энди Уорхол и Марк Шагал. Однако все производители отмечают пять ключевых пунктов, которые помогут найти именно свое вино.
Регион производства
Это первое, на что следует обращать внимание. К тому же на полках любого магазина напитки расставляют именно по географическому признаку. Да и сами покупатели обычно знают, что, скажем, от фруктово-цветочных вин Нового Света не стоит ждать французской сдержанности, а от грузинских — холодной изысканности немецких рислингов. Также необходимо обращать внимание на детальные указания на регион, ведь даже в пределах одной страны сорта вин, произведенные в разных районах, отличаются друг от друга. Например, яркое Il Pozzo Barbera d’Asti из Пьемонта с нотами кедровых орехов и высоким содержанием танинов легко можно отличить от сицилийских вин с характерными нотами вишни. Выбирая вино из любимой страны или от знакомого производителя, попросите сомелье порекомендовать похожий напиток из других регионов и возьмите бутылку на пробу. Возможно, новое вино станет приятной находкой или вам захочется попробовать все марки определенного региона в поисках «своего» вкуса.
Производитель
Это может быть шато с громким именем, винодельня или кооператив виноделов. Или винодел-одиночка, который не имеет собственных виноградников и покупает виноматериалы у мелких хозяйств в определенном регионе, чтобы стабильно, из года в год производить качественное вино. Пожалуй, это самый важный пункт для любителей этого напитка, ведь люди отдают предпочтение проверенным производителям. Это как смотреть фильмы любимого режиссера: вы точно знаете, какого уровня ждать. Что касается вин на каждый день, то имя известного производителя, даже если раньше вы не пробовали его продукцию, — это уже гарантия качества.
Именно поэтому стоимость вин не зависит напрямую от их характеристик. Известные производители повышают цену из-за узнаваемости бренда и высокого спроса на свою продукцию. А менее раскрученные марки могут не уступать во вкусе и аромате, но при этом выигрывать в цене. Как, например, белое Michel Laurent Pouilly-Fume из французского региона Долина Луары: по стоимости это вино вполне доступно, а благодаря качеству оно становится все более популярным у покупателей. Настолько популярным, что найти его в супермаркетах Франции трудно — хорошо, что европейцы не знают о его доступности в украинском METRO.
Виноград, из которого сделано вино
О вкусе каждого сорта винограда написано множество книг, а о различных комбинациях сортов — еще больше. У вас, наверное, уже есть любимые сорта или их сочетания. Кому-то нравится терпкий «каберне-совиньон», а кто-то отдает предпочтение более тонкому и легкому «мерло». Вообще, это увлекательное путешествие — пробовать вино из одного сорта винограда, но сделанное в разных странах или разными производителями. Кроме того, на этот показатель ориентируются, когда выбирают вино к определенным блюдам. Так, «Гевюрцтраминер» из Эльзаса идеально подходит к суши, южно-австралийский «Шираз» — к сочному стейку на гриле, а некоторые вина из сорта «карменер» отлично сочетаются с бургерами и даже борща.
Знаки качества
В большинстве винодельческих стран существует собственная система классификации вин, основанная на регионе происхождения. Лучшие вина Франции имеют на этикетке обозначение AOP — это значит, что они могут производиться только в определенной местности и на определенных винодельнях. В Италии такие вина обозначают как DOCG, в Германии — QmP, в Украине их называют марочными. Вино от местных производителей будет иметь маркировку Vin de Pays. Это своеобразная элита ординарных вин, для них обязательно также указывать департамент производства (например, Бордо или долина Напа) и сорт винограда. Самые простые — Vin de Table, для производства которых могут использоваться виноматериалы разных производителей, разных лет и даже из разных стран.
Отметка Reservа, как правило, означает, что, по мнению производителя, это вино достойно дополнительной выдержки. В Испании и Италии использование этого термина регулируется законом, а вот во Франции — нет. Там это может быть просто маркетинговой уловкой, чтобы повысить стоимость продукции. Поэтому не стоит придавать этой надписи большого значения, если все остальные характеристики весьма скромные. Однако для бутылки от производителя с хорошей репутацией отметка Reservа может стать дополнительным фактором при выборе.
Год производства
Важная информация для тех, кто уже «давно в теме» и знает, в каком регионе и в каком году был хороший урожай с отличными характеристиками и потенциалом для выдержки. Именно поэтому стоимость вин одного производителя может значительно отличаться в зависимости от года урожая. Однако это относится только к дорогим коллекционным напиткам. Производство столовых вин на каждый день не нуждается в таком пристальном внимании к году производства — разве что вы будете знать, молодое это вино или выдержанное, а значит, простое и терпкое или более сбалансированное, с глубоким сложным вкусом.